Конструирование детское

Конструирование детское
[лат. construеге — составлять, собирать, строить] — широко распространенный среди детей вид продуктивной деятельности. Впервые проявляется в раннем возрасте в процессе совместных со взрослым действий с разнообразными кубиками и дидактическими игрушками. У дошкольников К. протекает в форме творческой игры. Оно имеет некоторые особенности: К. предполагает специфические приемы обследования (умение вычленить основные части, опорные детали, их расположение и т.д.), определенные способы действия и построения конструкций. Различают К. по образцу, К. по условиям, К. по замыслу. К. по образцу — первый и необходимый этап в развитии конструктивной деятельности. Оно может быть двух типов: «элементного» и «модельного». К. по образцу «элементного» типа предполагает воспроизведение из кубиков постройки по готовому образцу, на котором хорошо видно, из каких элементов он выполнен (кубики, пирамиды и т.д.). К. «модельного» типа предусматривает готовый образец, но на нем не видны составляющие его элементы, и ребенок должен воспроизвести предложенную модель из отдельных кубиков. Расчлененный «элементный» образец целесообразно применять лишь в самом начале овладения конструктивной деятельностью. Длительное использование этого вида К. не способствует развитию творческой деятельности ребенка. Более эффективным оказывается использование целостного, нерасчлененного образца и образца в виде рисунка. К. по условиям предусматривает создание ребенком постройки не на основе образца, а на основе условий, требований, выдвинутых игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нем разместились пассажиры, построить мост через реку для проезда транспорта и пр.). Этот вид К. предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назначения, умения считаться с предъявляемыми условиями, выполнить их. В процессе К. по условиям ребенок научается решать задачи различными способами на основе одних и тех же условий, что создает важные предпосылки для развития творчества. К концу дошкольного возраста дети могут успешно выполнять постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям. Дошкольники широко используют и К. по замыслу (особенно в игровой деятельности). Они охотно применяют постройки по замыслу для развертывания сюжетно-ролевой игры (построенный корабль отправляется в плавание, в домике дети размещают не только кукол, но и поселяются сами и т.д.). Для создания сооружений детьми используется не только специальный строительный материал, но и любой другой (палки, коробки, подушки и т. п.). Этот тип К. не только развивает специальные способности ребенка, но и способствует активному формированию важных навыков общения. Дети научаются согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложения, уступать, помогать друг другу, радоваться общему успеху. В конце дошкольного периода в К. по замыслу у детей проявляется способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству. К 6 — 7 годам при условии грамотного руководства со стороны взрослого К. д. всех типов достигает относительно высокого уровня. В школе К. является средством развития конструктивно-технических, творческих способностей учащихся. В процессе К. учащиеся углубляют свои теоретические знания, учатся их применять. В настоящее время в младших классах проводятся специальные уроки К., на которых дети создают разнообразные модели, машины, сооружения, используя специально разработанные и выпускаемые промышленностью конструкторы для 1, 2, 3 классов. На уроках К. дети знакомятся с новым видом К. — техническим. Учителю чрезвычайно важно научить школьника продумыванию двух сторон конструкции: конструктивной (действие конструкций, назначение деталей, способ их соединения и т.д.) и технологической. Процесс К. протекает не одинаково у разных школьников: в зависимости от возраста, подготовленности, личного интереса ребенка, от сложности поставленных технических задач. Но все младшие школьники (как и дошкольники) стремятся так конструировать, чтобы было «как настоящее» (автомобиль должен быть на колесах, а самолет — летать или быть похожим на настоящий своими формами). В подростковом возрасте у некоторых детей (преимущественно у мальчиков) обнаруживаются способности к еще одному виду К. — моделированию (авиамоделированию, судомоделированию и т. п.). Л. М. Царегородцева

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Конструирование детское" в других словарях:

  • Детское творчество —   одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Словосочетание детское… …   Википедия

  • Детское творчество —         В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и… …   Большая советская энциклопедия

  • Творчество детское — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. На начальных этапах онтогенеза… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Прижизненные публикации трудов Георгия Петровича Щедровицкого — Основная статья: Щедровицкий, Георгий Петрович При жизни Георгия Петровича Щедровицкого было опубликовано около 200 его трудов: монографий, статей (написанных самостоятельно или в соавторстве), а также книг, вышедших (или депонированных) под его… …   Википедия

  • Майорова-Щеглова, Светлана Николаевна — Майорова Щеглова Светлана Николаевна …   Википедия

  • Художественное творчество( детей) —     выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.… …   Педагогический терминологический словарь

  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Игрушка — У этого термина существуют и другие значения, см. Игрушка (значения). Плюшевый мишка  одна из самых популярных игрушек …   Википедия

  • АВАНГАРД —     АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… …   Философская энциклопедия

  • Мастер-класс — форма организации обучающего или демонстрационного занятия. По преследуемым мастер классом целям различают два основных вида мастер классов: обучающий, где основной целью обучения является овладение обучаемым лицом изучаемым материалом (знаниями …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»